Банковская гарантия
Ещё статьи по теме
Банковская гарантия: участники отношений
Участниками отношений при банковской гарантии являются банк-гарант, принципал и бенефициар.
Банк-гарант – банк, выдающий гарантию, т.е. принимающий на себя обязательство при наступлении обстоятельств, указанных в гарантии, произвести платеж обозначенному в ней лицу Помимо банков выдачу гарантий могут осуществлять страховые компании.
Принципал – это лицо, по просьбе которого представляется банковская гарантия (по основному долгу это должник, заемщик).
Бенефициар – лицо, по требованию и в пользу которого банк-гарант осуществляет платеж (по основному долгу – кредитор).
Принципал – это лицо, по просьбе которого представляется банковская гарантия (по основному долгу это должник, заемщик).
Бенефициар – лицо, по требованию и в пользу которого банк-гарант осуществляет платеж (по основному долгу – кредитор).
Понятие и содержание банковской гарантии. Особенности использования
На практике термин «гарантия» часто используется как синоним поручительства. Общими для них являются обязательства как гаранта, так и поручителя о выплате денежной суммы в случае неисполнения обязательства должником. Одинаковы и участники отношений. Особенности же этих понятий проявляются в правовом поле.
Банковская гарантия – это односторонняя сделка, поскольку при ее заключении достаточно волеизъявления только одной стороны (гаранта). Банковская гарантия независима от правоотношений между бенефициаром гарантии и его должником (принципалом).
Таким образом, банковская гарантия – это письменное обязательство гаранта выплатить по требованию бенефициара сумму денежных средств в соответствии с условиями указанного обязательства. То есть банк-гарант дает по просьбе принципала от своего имени письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) денежную сумму в соответствии с условиями гарантии.
Банковская гарантия должна содержать информацию, позволяющую бенефициару убедиться в следующем:
1) что гарантию выдает субъект, имеющий на это право, что должно быть указано в его лицензии;
2) что лицо, которое подписывает документ, уполномочено совершать подобные действия.
В связи с этим бенефициар либо должен ознакомиться с лицензией гаранта, либо нотариально заверенная копия лицензии представляется вместе с гарантией.
Банковские гарантии популярны как среди клиентов банков, так и среди самих банков. Происходит это по ряду причин: во-первых, гарантии обладают высокой надежностью, во-вторых, они быстрореализуемы. Для банка же это вид деятельности, приносящий доход (за оказание данных услуг он взимает комиссионные) и не требующий немедленного отвлечения средств из оборота (в отличие, скажем, от кредитных операций). То есть в данном случае отвлечения средств либо не происходит вообще, либо оно отсрочено во времени.
У российских банков, будь то банки Москвы или региональные кредитные организации, сложилась практика выдачи гарантий, как правило, под обеспечение. В отношении стабильных клиентов в качестве обеспечения может быть использована договоренность, дающая банку право безакцептно списывать необходимые суммы со счетов клиента для возмещения понесенных гарантом затрат. Другие клиенты в качестве обеспечения обычно предоставляют в заклад ценные бумаги, оформляют залог товарно-материальных ценностей и т.д.
1. Представление заемщиком в банк-кредитор предгарантийного письма, в котором содер-жится согласие банка-гаранта обеспечить возврат кредита данным заемщиком.
2. Принятие кредитным комитетом решения о возможности использования гарантии данного банка-гаранта.
3. В случае положительного решения банком-кредитором осуществляется запрос ряда документов: оригинала гарантии, копии лицензии банка, его баланса, копии аудиторского заключения.
В зависимости от условий уплаты бенефициару денежной суммы гарантия можем быть гарантией по первому требованию (безусловной) и условной гарантией. В первом случае гарант обязан заплатить по первому письменному требованию бенефициара, составленному в соответствии с условиями гарантии. Во втором случае гарант также должен произвести платеж в соответствии с условиями гарантии по письменному требованию бенефициара, но уже сопровождаемому документами, доказывающими или подтверждающими неисполнение (ненадлежащее исполнение) принципалом своих обязательств.
Характеристиками нормальной банковской гарантии являются срочность и безотзывность, которые означают, что гарант не вправе в одностороннем порядке, т.е. без согласия бенефициара, отказаться от принятых на себя обязательств. Отзывные гарантии встречаются крайне редко, так как не соответствуют природе банковской гарантии и вызывают недоверие со стороны бенефициаров.
Гарантии бывают обеспеченными и необеспеченными. Обеспеченная гарантия предполагает наличие залога имущества или иного способа обеспечения, в то время как необеспеченная – это простое письменное обязательство банка.
Подтвержденная банковская гарантия – это гарантия, подтвержденная в полной сумме либо частично другим банком, который несет перед бенефициаром солидарную ответственность.
Синдицированная (консорциальная) гарантия банка – гарантия, в выдаче которой могут участвовать сразу несколько банков, действующих через основной банк-гарант. Такие гарантии применяются в крупных (в том числе, в международных) сделках, и чем больше банков задействовано в выдаче гарантии, тем более дорогостоящей является эта услуга.
Гарантии также делят на прямые и контргарантии. В первом случае обязательство перед бенефициаром принимает на себя сам банк-гарант. Контргарантия же выдается в случае, если банк по поручению принципала требует выдачи гарантии от другого банка (в том числе, зарубежного), выдав встречное обязательство.
Банковская гарантия – это односторонняя сделка, поскольку при ее заключении достаточно волеизъявления только одной стороны (гаранта). Банковская гарантия независима от правоотношений между бенефициаром гарантии и его должником (принципалом).
Таким образом, банковская гарантия – это письменное обязательство гаранта выплатить по требованию бенефициара сумму денежных средств в соответствии с условиями указанного обязательства. То есть банк-гарант дает по просьбе принципала от своего имени письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) денежную сумму в соответствии с условиями гарантии.
Банковская гарантия должна содержать информацию, позволяющую бенефициару убедиться в следующем:
1) что гарантию выдает субъект, имеющий на это право, что должно быть указано в его лицензии;
2) что лицо, которое подписывает документ, уполномочено совершать подобные действия.
В связи с этим бенефициар либо должен ознакомиться с лицензией гаранта, либо нотариально заверенная копия лицензии представляется вместе с гарантией.
Банковские гарантии популярны как среди клиентов банков, так и среди самих банков. Происходит это по ряду причин: во-первых, гарантии обладают высокой надежностью, во-вторых, они быстрореализуемы. Для банка же это вид деятельности, приносящий доход (за оказание данных услуг он взимает комиссионные) и не требующий немедленного отвлечения средств из оборота (в отличие, скажем, от кредитных операций). То есть в данном случае отвлечения средств либо не происходит вообще, либо оно отсрочено во времени.
У российских банков, будь то банки Москвы или региональные кредитные организации, сложилась практика выдачи гарантий, как правило, под обеспечение. В отношении стабильных клиентов в качестве обеспечения может быть использована договоренность, дающая банку право безакцептно списывать необходимые суммы со счетов клиента для возмещения понесенных гарантом затрат. Другие клиенты в качестве обеспечения обычно предоставляют в заклад ценные бумаги, оформляют залог товарно-материальных ценностей и т.д.
Этапы оформления гарантии в банковской практике:
1. Представление заемщиком в банк-кредитор предгарантийного письма, в котором содер-жится согласие банка-гаранта обеспечить возврат кредита данным заемщиком.
2. Принятие кредитным комитетом решения о возможности использования гарантии данного банка-гаранта.
3. В случае положительного решения банком-кредитором осуществляется запрос ряда документов: оригинала гарантии, копии лицензии банка, его баланса, копии аудиторского заключения.
Виды банковских гарантий
В зависимости от условий уплаты бенефициару денежной суммы гарантия можем быть гарантией по первому требованию (безусловной) и условной гарантией. В первом случае гарант обязан заплатить по первому письменному требованию бенефициара, составленному в соответствии с условиями гарантии. Во втором случае гарант также должен произвести платеж в соответствии с условиями гарантии по письменному требованию бенефициара, но уже сопровождаемому документами, доказывающими или подтверждающими неисполнение (ненадлежащее исполнение) принципалом своих обязательств.
Характеристиками нормальной банковской гарантии являются срочность и безотзывность, которые означают, что гарант не вправе в одностороннем порядке, т.е. без согласия бенефициара, отказаться от принятых на себя обязательств. Отзывные гарантии встречаются крайне редко, так как не соответствуют природе банковской гарантии и вызывают недоверие со стороны бенефициаров.
Гарантии бывают обеспеченными и необеспеченными. Обеспеченная гарантия предполагает наличие залога имущества или иного способа обеспечения, в то время как необеспеченная – это простое письменное обязательство банка.
Подтвержденная банковская гарантия – это гарантия, подтвержденная в полной сумме либо частично другим банком, который несет перед бенефициаром солидарную ответственность.
Синдицированная (консорциальная) гарантия банка – гарантия, в выдаче которой могут участвовать сразу несколько банков, действующих через основной банк-гарант. Такие гарантии применяются в крупных (в том числе, в международных) сделках, и чем больше банков задействовано в выдаче гарантии, тем более дорогостоящей является эта услуга.
Гарантии также делят на прямые и контргарантии. В первом случае обязательство перед бенефициаром принимает на себя сам банк-гарант. Контргарантия же выдается в случае, если банк по поручению принципала требует выдачи гарантии от другого банка (в том числе, зарубежного), выдав встречное обязательство.